5-я Одесская Биеннале
Дневник Ute Kilter
День второй
Харьков, Алевтина Кахидзе, Итальянец, Ярослав Грицак = многовато.
На улицу Белинского,5, в МСИО я отправилась в надежде всё же подобраться к объектам искусства, ну и посмотреть харьковскую экспозицию. Об основной экспозиции речь пойдёт позже, но сразу нужно отметить отсутствие акции Дмитрия Эрлиха. Тогда, на открытии в креслах по залу катались ребята аки террористы, но в белом. Название было «Голуби мира». АКТУАЛЬНО, ехидно, превосходно, более того, «работает» (ну, лично для меня со «специфическим» отношением к Пикассо-коммунисту, создавшем этих самых голубей). Это – во-первых, а во-вторых эти гнусные птеродактили истязают всех в нашем дворе КРУГЛЫЙ ГОД своими дичайшими криками!!!
Дан Перьовиш – румынский автор, подкрепил двойственность облика людей в масках, представив два облика в характерных масках, но под одним значилось: «terrorist», а под другим: “anti-terrorist”, что-то из серии найди два отличия.
О других объектах будет позже. Сейчас зайдём в Харьковский павильон. Тем более, что приехала САМА Татьяна Тумасян директор Харьковской муниципальной галереи. У Татьяны прочный (положительный) имидж и, вообще, она – умница.
Итак, Харьков… входишь и тотчас слышишь следующее: «Суд идёт, стража стоит, Буковский сидит, Ленин лежит» и начинаешь ехидно посмеиваться. «Бо то було правдою!», реальностью. Несколько объектов от, уже классика, нон-конформиста Вагрича Бахчаяна. Другого классика, фотографа Евгения Попова, который раскрашивал соцреалистические сценки, тоже ехидно получалось.
Сергей Братков, тоже уже классик фотографии явил раскраску с дорисовкой серию «Ленин и дети» как «Ленин и блондинки». В до боли известные и тиражируемые изображения вождя Братков ввёл такую себе блондиночку, СМЫСЛ меняется, подтекст выводит в иную плоскость.
Плюс ГРАФИКА, самая настоящая графика, да ещё и больших размеров от Гамлета Зеньковского. Что радует: всё ещё имеются художники умеющие рисовать, а не выпендриваться лишь. На двух листах явлены «Святые места»: справа «зона» ГУЛАГа, слева трубопровод. Просто, элегантно и доходчиво, и не нужно комментировать или пояснять.
«Да, это – нон-конформизм, уже история искусства, - комментирует Татьяна Тумасян, - но, увы, всё ещё актуально, нынешняя реальность НЕ отошла в историю».
Угу, зато выставка в новом пространстве музея Блещунова нуждается в пояснениях, там итальянский автор явил трэш-арт (поясню: то есть мусорное искусство, причём без кавычек). Даже войти было сложновато: всюду понакидано кульки, старые некие устройства, самые разнообразные: от старых компьютеров до СТИРАЛЬНЫХ МАШИН!
На естественный вопрос, он, автор, итальянец, что, привёз это с собой, мне пояснили, что это директор МСИО Семён Кантор рыскал по городу, собирая ненужные технические устройства. А вот множество кульков было приобретено.
Не знаю как в Италии, но у нас подобного «творчества» с излишком хватает повсеместно, мусор, кульки валяются повсюду, в чём можно было убедиться прямо из окон. Печально, странно, а и не нужно. А автор, Джиджи Чифали, как-то обиделся, говорил, что это и есть «турбулентность»(?!).
Ага, а ещё был проект Алефтины Кахидзе, суть которого остался недоступным моему пониманию, не смотря на старание и добросердечное отношение к Алефтине.
Заключительным аккордом второго дня открытия стала лекция Ярослава Грицака, добавлю САМОГО Грицака. Это было мощно и, главное, интеллектуально насыщенное повествование, чего ой как не хватает в нашем городе. Даже довелось испытать ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ. ДА!
Заметки печатаются с разрешения Ute Kilter (орфография автора сохранена).